V Межрегиональной научно-практической конференции
V Межрегиональной научно-практической конференции
«Северные туристские дестинации как основа развития туризма
Северо-Западного региона»
г. Петрозаводск, 27 ноября 2013 г.
27 ноября 2013 г. в г.Петрозаводске прошла V Межрегиональная научно-практическая конференция «Северные туристские дестинации как основа развития туризма Северо-Западного региона», организована при участии Государственного комитета Республики Карелия по туризму, Министерства культуры Республики Карелия, Карельского института туризма – филиала Российской международной академии туризма, Института экономики КарНЦ РАН. В рамках денного мероприятия были проведены: пленарное заседание, организована работа двух научно-практических секций и круглого стола.
Круглый стол был посвящен защите прав предпринимателей в туризме, модератором которого выступила Гнетова Елена Георгиевна, уполномоченный по защите прав предпринимателей Республики Карелия.
Всего в работе конференции приняло участие 64 человека, представлявших 26 государственных и муниципальных учреждений, образовательных, научных и коммерческих структур.
На пленарном заседании выступили Громов Владимир Викторович, заместитель председателя Государственного комитета Республики Карелия по туризму; Куспак Светлана Олеговна, начальник отдела обеспечения сохранности объектов культурного наследия Министерства культуры Республики Карелия; Глушанок Тамара Михайловна, профессор Карельского института туризма – филиала РМАТ; Пластинин Сергей Юрьевич, Начальник отдела надзора за водными ресурсами, геологического надзора и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия.
В ходе работы конференции было отмечено, что в результате внесения изменений в федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в частности, введения финансового обеспечения туроператора с 2007 г., данный закон стал регулировать в основном, выездной туризм, как наиболее интенсивно и с большим риском для все участников (потребителей туристов и посредников — туроператоров и турагентов) развивающуюся подотрасль туризма. Можно констатировать, что на сегодняшний день нет единой системы законодательства о туризме. Отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере туристской деятельности, содержатся в разных нормативных правовых актах различных отраслей права. Отсутствие системности зачастую приводит к несогласованности, противоречиям требований в документах, к дублированию отдельных положений, их неопределенности. Существуют проблемы с разночтением в толковании применяемых терминов.
Участниками конференции принято решение отметить важность государственного регулирования институциональных и организационных условий в сфере деятельности развития туриндустрии и необходимость совершенствования нормативно-правового, методического, информационного и организационного его обеспечения.
Принято решение поддержать концепцию нового федерального закона о туризме с учетом следующих дополнений:
1) Политико-правовые:
- требуется введение туризма как вида деятельности в тексты положений Конституции ст. 71 и 72 и определения предметов совместного и раздельного ведения Федерального центра и субъектов Федерации;
- необходимо ввести определение туристкой деятельности как деятельности субъектов туристской индустрии, а не только туроператоров и турагентов;
- введение разделов и положений регламентирующих деятельность субъектов индустрии экскурсионного обслуживания и гидов-переводчиков, системы гостеприимства (размещения и питания), выделение организованного сектора туристских перевозок с целью установления преференций для внутреннего туризма в отделенные регионы, а также нормативно-правового регулирования аттракций (в целом);
- ввести в закон отсылки на нормативно-правовое регулирование этих видов деятельности путем издания соответствующих актов (Положений и Правил) на уровне Распоряжений или Постановлений Правительства РФ.
- внести изменения в определение туристского продукта с целью придания большей общности понятию и распространению его на все виды туристских услуг, в том числе на отдельные услуги и, в частности, на круизное дело и железнодорожные путешествия (т.е. на варианты проживания туристов в средствах перевозок);
- в целях прекращения правового плюрализма на всех уровнях в части определений ввести равенство по правовым последствиям применения терминов «туристский» и «туристический».
2. Социально-экономические:
- всемерное поощрение социального туризма и компенсация расходов предпринимателей предоставляющих по линии социального туризма санаторно-курортное обслуживание для работников и членов их семей, в том числе прогрессивными методами отпускных чеков;
3. Информационные:
– формирование образа жизни населения России в духе высокой культуры и толерантности, и как общества, благоприятного для туризма.
Также в целях развития туризма рекомендуются к реализации следующие мероприятия:
Информировать региональные и муниципальные органы исполнительной власти о необходимости оценки емкости туристско-рекреационного потенциала территорий для привлечения потенциальных инвесторов в целях совершенствования системы государственного и муниципального регулирования туристского рынка;
Развивать взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями культуры, бизнес-структурами, осуществляющими свою деятельность в сфере туризма, в области совершенствования организации практических занятий, практик студентов, создания учебно-производственных лабораторий (турфирм, учебных гостиниц);
С целью развития туризма и разработки новых подходов к созданию туристского продукта развивать всестороннее сотрудничество с образовательными, культурными и научно-исследовательскими структурами зарубежных стран;
Регулярно проводить обучающие семинары в муниципальных районах Республики Карелия по актуальным проблемам развития туризма;
Провести паспортизацию туристских ресурсов и маршрутов в целях определения туристского потенциала Республики Карелия и обеспечения условий для эффективного развития туризма;
Государственному комитету Республики Карелия по туризму:
- усилить рекламу Карелии как территории привлекательной для туристов;
- содействовать внедрению новых требований к организации экскурсионного туризма;
- содействовать разработке проекта аккредитации гидов-экскурсоводов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в Республике Карелия;
Государственному бюджетному учреждению «Информационный туристский центр Республики Карелия расширить наружную рекламу туристского информационного центра на территории г.Петрозаводска
По результатам конференции принято решение издать сборник научных докладов и распространить его среди научных и образовательных учреждений в сфере туризма, музеев, этнокультурных центров, а также среди туристских организаций.